Сайт Инны Рудченко

Большинство людей мало знают что-либо о Москве. Знают Кремль, Красную площадь, Тверскую, Арбат и еще несколько десятков названий. Знают памятник Пушкину и еще, дай бог, пару десятков памятников. Многие гуляют по городу, не замечая маленьких шедевров. Я же хочу обратить внимание на то, что обычно ускользает от привычного взгляда. И в этом смысле мой сайт в чем-то сродни музейной экспозиции.

Я назвала эти страницы сайта
Открытый музей

Открытый музей, так как он доступен всем. Всем, вне зависимости от места их проживания. Музей открыт каждому в любое удобное для него время.

Зал львов
1
В Москве сотни, если не тысячи львов. Они являются специфическим атрибутом города. Не случайно слова "И львы на воротах" присутствуют в нашей лексике. Львы были излюбленной темой при оформлении входов в особняки. Потом, во второй половине XIX века, их изображения перекочевали на доходные дома Москвы.
Зал львов
2
Зал дам и женских головок
1
Вторым излюбленным сюжетом при оформлении зданий стали женские головки. Кроме них в Москве не мало женских фигур в полный рост. Они, пожалуй, не уступают по частоте встречаемости львам, формируя специфику облика Москвы.
Зал дам и женских головок
2
Зал мужских образов
1
Мужчины встречаются гораздо реже женщин, но при этом образы мужчин многообразнее. Они представлены то атлантами, выполняющих тяжелую работу, то рыцарями, а не редко их внешний облик может ассоциироваться с дьявольщиной.
Зал мужских образов
2
Зал мифических существ
1
Сказки, мифы привлекали москвичей в любые времена. Это не прошло бесследно, найдя свое отражение в искусстве. Мифические и сказочные существа стали частью городского облика.
Зал мифических существ
2
Зал многофигурных композиций
1
Многофигурные композиции отвечают вкусам тех, кто создавал фасад дома. Но в советское время они стали выполнять идеологическую функцию. Пропаганда пыталась подключить искусство для выполнения своих целей. Хорошо, что при этом не были уничтожены все произведения искусства предыдущей эпохи.
Зал многофигурных композиций
2
Зал подъездов
1
Мы уже привыкли к однообразию подъездов. Теперь сообщается номер подъезда дома, что является обычно единственным отличием от множества подобных подъездов. И то, если мы не в соседнем доме, где подобный подъезд будет с тем же номером. А когда-то подъезд дома старались индивидуализировать, что создавало своеобразие не только его, но дома и улицы в целом.
Зал подъездов
2
Зал окон
1
Оформление окон было одним из существенных элементов городской архитектуры. Обычно каждый этаж дома отличался своим оформлением окон. На фасаде дома могли выделяться окна по вертикали. Они были одним из существенных элементов индивидуальности каждого здания. Период стандартизации строительных построек приучил людей к тому, что окна все одинаковые. Но было время, когда безликие в архитектурном отношении окна говорили лишь о том, что их хозяева имеют низкий культурный уровень.
Зал окон
2
Зал металла
1
Металл в огромном объеме присутствует в современной архитектуре. Здесь же о том, какую роль он играл в архитектурном облике Москвы. Ажурные ограждения и украшения фасадов выделяют отдельные городские постройки, придавая им большую индивидуальность. К ним невольно приковывается внимание любого, оказавшегося рядом с великолепием из металла.
Зал металла
2
Зал дерева
1
Когда-то в Москве было не очень много зданий из кирпича и камня. Но сейчас редко увидишь на улицах города деревянные строения. Дерево перестало быть популярным. В этом зале представлены редкие здания, которые сохранили облик Москвы деревянной. Зданий так мало, что я вынуждена была поместить вместо подлинников их копии, которые воссозданы по сохранившимся чертежам и фотографиям. Эти здания позволяют увидеть, что каменные строения являются продолжением традиций, заложенных в предыдущую эпоху.
Зал дерева
2
Зал колонн
1
После войны 1812 года Москва активно застраивалась. Ведь в войну она почти вся сгорела. Наиболее модным в это время стало оформление домов колоннами. Тем самым продолжалась традиция, заложенная еще во времена Петра I. Часть из этих зданий сохранилось, придавая Москве ее своебразие, отличное от других мегаполисов.
Зал колонн
2
Зал улиц
1
Люди уже отвыкли гулять по улицам и наслаждаться их видом. Улицы заменили однообразные кварталы, обрамленные с разных сторон магистралями. По магистралям гулять плохо. Они полны шумного транспорта со всеми вытекающими последствиями для прогулок. Транспортный грохот не позволяет вести спокойную беседу, а размеры магистрали не способствуют созерцанию. К тому же в сырую погоду в воздухе постоянно висит водяная крошка, смешанная с копотью и со средствами от гололеда. Фактически в Москве только историческая часть города располагает к неспешной прогулке. Ну, еще, пожалуй, парки, где отсутствуют суетность, грохот и транспортная копоть. Здесь же, в залах улиц, показаны те улицы и переулки Москвы, где еще можно пройтись, прогуляться.
Зал улиц
2

Город - это не музей. Такую фразу я не раз слышала. С ней можно согласиться, но при этом добавить, что город содержит много музейных экспонатов, которые по той или иной причине не перенесли в музеи.

Я люблю гулять по улицам Москвы и рассматривать ее многочисленные шедевры. Часть из них исчезла с улиц. Еще многое сохранилось. Я решила показать те замечательные экспонаты моего города, которые по разным причинам не попали в музейные экспозиции.

Иногда я спрашиваю: а куда делись замечательные произведения искусства, которые были на сносимых домах? А еще в ходе ремонта домов происходит замена произведений старых мастеров на новые. Новые иногда выглядят не хуже старых. Но что бы сказали посетители Третьяковки, если бы вместо реставрации картины им демонстрировали ее копию?
А могут ли в залах появиться разнородные произведения? В Москве это сплошь и рядом. Для примера я здесь привожу фото (щелкните на картинку, если хотите ее увеличить):


Но мой сайт не об этом. Я буду стараться уходить от наслоений последнего столетия. Я как бы не замечаю их. Так ухо отфильтровывает посторонние шумы города, если настроено на восприятия человеческой речи.

Город все время меняет свой облик. Москва перестраивалась после многих пожаров, которые не жалели ее постройки. Последний крупный пожар был в 1812 году. После этого город застроился новыми зданиями. Со сменой эпох менялись не только вкусы людей, но появлялись дома с новым содержанием. Стали возводиться доходные дома, то есть дома, где было множество квартир. Исчезли многие усадьбы с их семейными церквушками. А еще позже стали сноситься хозяйственные и служебные постройки. С возвращением Москве статуса столицы стало появляться все больше зданий административного значения.

Москва, как любой город, отражает состояние экономики, социальных задач, политических веяний и вкусов тех, кто занимается градостроительством.

Москва впитала в себя многочисленные архитектурные стили. Но все они в чем-то схожи, так как отражали не так вкусы архитекторов, как заказчиков, которые в основном принадлежали к ограниченному кругу влиятельных слоев общества.

Вроде бы в Москве был и есть главный архитектор. Но при прогулках создается ощущение, что его никогда не было. Посмотрите на генеральные планы Москвы. Они составлялись, но никогда не выполнялись. Принимались решения о сохранении центральной части города, но и эти решения не соблюдались с необходимой строгостью. Смешение стилей стало московской особенностью.

И сейчас Москва меняется. Она станет другой. Я же в своем сайте хочу показать ту Москву, которая может бесследно исчезнуть, как исчез архитектурный облик в ходе опустошительных пожаров. Я не берусь судить о том, какие новые достоинства она приобретет, а что безвозвратно исчезнет.
Приведу лишь для сравнения одну замечательную картину художника Рябова А.А., который смог отобразить очарование самых обыденных мест Москвы, и фото того же места через 10 лет (один дом увеличил свою этажность, а вместо двух других построено новое здание).

Я не пытаюсь оценивать преимущества и недостатки приобретений и утрат. Я лишь вижу, что город меняется. Меняется у меня на глазах. Его новый облик будет соответствовать вкусам современных людей, точнее, тех, кто утверждает и финансирует новые постройки.

Я не сужу о Москве с точки зрения исторической и архитектурной. Я не пытаюсь отделить шедевры от многочисленных построек. Я всего лишь хочу показать тот образ города, как он сложился у меня от моих прогулок по городу. Одна из подруг по этому поводу мне сказала, что это лучше назвать инсталляцией в компьютерной интерпретации.
Я не стала вдаваться в тонкости терминологии. Я лишь хочу сформировать тот образ города, который мне дорог. Я назвала это Открытым музеем, но если кто-то хочет назвать мои странички иначе, то я не буду возражать. Более того, я не буду возражать, если кто-то воспользуется фотографиями, которые здесь помещены. У меня только одна просьба: при использовании моих фото сделайте ссылки на мой сайт.
И еще одно замечание. Я могла бы корректировать фотографии с помощью программы Photoshop, но специально не сделала этого. Я боюсь увлечься коррекцией и испортить ими естественный облик.

Надеюсь, что мои фото с небольшими комментариями помогут увидеть то, на что вы раньше, может быть, не обращали пристального внимания. Именно этим грешат многие фотоальбомы, стремящиеся привлечь туристов и приукрасить город (любой, не только Москву).

На главную страницу сайта